Pharmax Фармация Фармацевтический сайт
Правила ЧаВо Пользователи

 
Международный символ Фармации

Здравствуйте, гость [ Вход | Регистрация ]

Добавить запись Редактировать запись
> Лекарствоведение в Древней Греции
Настройки V
PHARMAX
post 17.2.2008, 19:04

Quae medicamenta поп sanant — ferrum sanaty quae ferrum поп sanat — ignus sanat; quae vero ignus поп sanat, insanabilis reputare oportet.
Hippocrates

Рабовладельческий мир древнсти был многолик. Наряду с деспотиями Древнего Востока существовала античная форма рабства, которая возникла в I тысячелетии до н.э. на благодатных берегах Средиземного и Черного морей. Здесь появились сотни маленьких рабовладельческих государств-полисов, государств-городов, то объединявшихся в союзы, то воевавших между собой. Общинное самоуправление здесь превратилось в полисное самоуправление. Развивающаяся морская торговля очень рано вовлекла города античного мира в международный обмен, который стимулировал развитие товарного хозяйства. Быстро распространялось сначала мелкое, а затем крупное рабовладение. Ряды рабов пополнялись кабальными общинниками и военнопленными. Помимо рабов, которые использовались и в ремесленных мастерских и дома, существовали полусвободные землепашцы, принадлежавшие полисам, а также свободные граждане-бедняки, работавшие в поле со своими рабами.

В V–IV вв. до н.э. наступил расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя, греческой культуры. Развитие медицины и фармации в Древней Греции было тесно связано с другими науками, которые объединялись общим понятием «философия».

Для древнегреческой философии была характерна стихийная диалектика, основой которой служила атомистическая система Демокрита. Одновременно со школой Демокрита греческая философская мысль развивалась еще в трех школах: ионической во главе с Фалесом, Анаксименом и Анаксимандром; пифагорейской, названной по имени математика Пифагора, и элейской во главе с Ксенофонтом и Пармени-дом.

Атомистическое учение основывалось на четырех фундаментальных постулатах:
1. Существование пустоты.
2. Множественность сущего.
3. Возможность изменения.
4. Существование движения.

Первые два постулата были даны элейской школой, третий — пифагорейцами и четвертый — Гераклидом.

Мыслители Древней Греции являлись одновременно естествоиспытателями и врачами, которые занимались приготовлением лекарств. Одним из них был Демокрит (470–357 до н.э.). Часть своей жизни он провел в путешествиях, бывал в Египте. Демокрит был не только философом, но и математиком. Значительное внимание он уделял медицине: «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они имеют сами в своем распоряжении средства к этому», — писал он. В «Диакосмосе», самом значительном его сочинении, изложена материалистическая система философа. Для него все атомы подобны, неделимы, несжигаемы, не имеют начала и конца. Его идеи пользовались большим успехом в алхимический период развития, так как основное внимание он уделял метафизической стороне проблемы атомизма.

Учение было Демокрита было развито Эпикуром (341–270 до н.э.). Он положил за основу бесконечность вселенной и непрерывность материи. Эпикур принял существование пустоты и движения атомов, обладающих некоторыми свойствами материи, такими как величина, форма и невесомость. Учение Эпикура изложено в его «Письме к Геродоту» и в поэме «De rerum natura* («О природе вещей») Тита Лукреция Кара. Поэма «О природе вещей» свидетельство того, что учение Демокрита и Эпикура оказывало огромное влияние впоследствии и на римлян.

Материалистическим школам в Древней Греции противостояла идеалистическая школа Пифагора (VI в. до н.э.), а впоследствии философия Платона (IV в. до н.э.). Будучи представителями аристократии, они отрицали возможность изучения конкретной природы и объясняли все, что совершается в мире, влиянием либо мистического числа (Пифагор), либо извечных «идей» (Платон). Общее влияние древнегреческой культуры на последующее развитие мировой культуры было чрезвычайно велико. «Греки навсегда останутся нашими учителями», — писал К. Маркс.

Видное место в Древней Греции занимала медицинская наука. Ее развитие и уровень были обусловлены ростом колоний, развитием торговли и международных связей; происходили эпидемии, обширные территории греков требовали увеличения не только численности войск, но и числа врачей. Поэтому в Греции открывается ряд школ по подготовке врачебных кадров в г. Кротоне, на островах Книдосе и Косе.

Медицина Древней Греции в значительно меньшей степени испытывала влияние религии, чем это наблюдалось в странах Древнего Востока. Греческие боги в основном олицетворяли различные качества людей, как хорошие, так и дурные. Лечение в Элладе осуществлялось в храмах, в специальных помещениях, которые назывались «асклепейо-нами». Кроме того, существовали светские профессиональные, носившие то же название лечебницы и школы врачей-не-жрецов. К светским лечебницам относились и мелкие «ятрейи» — лечебницы на дому у врачей.

Термин «асклепейон» произошел от имени Асклепия (в латинской мифологии Эскулап). По преданию, Асклепий жил в Фессалии, в Северной Греции. Он имел много учеников. В «Илиаде» Гомер называет его ♦великим и беспорочным» врачом. Впоследствии Асклепий был обожествлен и вошел в греческую и мировую литературу в качестве бога врачебного искусства — сына Аполлона Исцеляющего. Многие врачи Древней Греции считались его потомками. Покровительницы отдельных отраслей медицины — Гигейя (отсюда термин «гигиена») и лекарственной терапии — Панацея считались его дочерьми. Гигейя прославилась разумными профилактическими советами и почиталась как богиня здоровья. Она изображалась юной девой, держащей в левой руке чашу, из которой пьет змея. Изображение змеи и чаши впоследствии стало эмблемой медицины. Смысл эмблемы состоит в том, что врач должен быть мудр, как змея, а мудрость черпать из чаши познания природы. Панацея умела лечить «от всех болезней». Впоследствии «панацеей» стали называть средство, которому приписывалось аналогичное лечебное действие.

Лечение в асклепейонах при храмах в значительной степени заключалось в разработанной системе внушения. Из лечебных процедур особое внимание уделялось водолечению и массажу, физическим упражнениям, закаливанию и личной гигиене. На многочисленных археологических и архитектурных памятниках имеются художественные изображения ухода за телом (обливание, растирание, массаж). Древнегреческие скульпторы в своих произведениях отразили культ здоровья и красоты тела.

Греческая медицина и фармация сложились под влиянием передовых философских учений древних греков — стихийного материализма и наивной диалектики. Врачи Древней Греции дали новые решения многих вопросов медицины и особенно фармации. Они выявляли материальные причины болезней, их связь с внешней средой; создали представление о болезни как изменяющемся явлении, которое проходит в своем течении определенные стадии, и о необходимости наблюдения за ними. Такой подход к заболеванию и его лечению способствовал расширению и углублению медицинских знаний, он давал ключ к пониманию физиологии и патологии человека, к терапии и применению лекарств на основе нового учения. На практике данные принципы первым применил Гиппократ (460–377 до н.э.), которого с достаточным основанием называют «отцом медицины».

Гиппократ принадлежал к семейной династии врачей — весь род знаменитого врача на протяжении 18 поколений занимался медициной. Одно поколение передавало свой опыт другому, создавая таким образом стойкую семейную школу. Знания он получил от отца, которого звали Гераклид. Учился Гиппократ в медицинской школе на острове Кос. Он много путешествовал — посетил Египет, Ливию, Малую Азию, северное побережье Черного моря и восточное вплоть до реки Риони. После этого он занялся врачебной практикой в самой Греции. В результате путешествий Гиппократ ознакомился с достижениями медицины Египта, Малой Азии, разных стран. Гиппократу были известны медицинские знания скифов, обитавших на северных берегах Черного моря. Об обычаях скифов, состоянии у них врачебного искусства он упоминает в своем произведении «О воздухах, водах и местностях». В этом трактате он изложил основы своего учения о некоторых основных типах телосложения и темперамента людей.

Здесь же содержится ряд высказываний, свидетельствующих о том, что Гиппократ был демократом по политическим убеждениям и материалистом по мировоззрению. Период деятельности Гиппократа совпал с «веком Перикла» (443–423 до н.э.). Этот период впоследствии характеризовался как «высочайший внутренний расцвет Греции». В области культуры в Афинах в это время блистала плеяда замечательных ученых, деятелей литературы и исскуства: философы — Анаксагор, Демокрит, Сократ и Платон; скульпторы — Фидий, Мирон и Поликлет; драматурги — Софокл, Еврипид, Аристофан; историки — Геродот и Фукидид; поэт Пиндар и др.

От времен Гиппократа до нас дошел «Сборник Гиппократа», включающий около 70 сочинений. Основные из них: «О воз духах, водах и местностях», «Прогностика», «Эпидемии», «О ранах головы». Другие произведения «Сборника Гиппократа» написаны его учениками и последователями Гиппократа, в частности сыном и зятем великого врача. Этот труд являлся энциклопедией периода расцвета греческой медицины V–IV вв. до н.э. и содержит обширный эмпирический материал. В сборнике даны описания болезней, приведены методы их распознавания и лечения. Для Гиппократа болезнь — проявление жизни организма в результате изменения материального субстрата, а не проявление божественной воли, «злого духа». Таким образом, учение Гиппократа коренным образом отличалось от идеалистических учений в медицине. Своими материалистическими взглядами Гиппократ отвергал положения жреческой медицины. Он понимал болезни как общий процесс всего организма, склонялся к пониманию организма и процессов, в нем происходящих, в единстве и целостности. По принятым Гиппократом гуморальным представлениям, жизнь организма определяется четырьмя соками (влагами, жидкостями): кровь, слизь (флегма), желчь желтая и желчь черная. В основе этих соков лежат различные сочетания четырех начал природы: тепла, холода, сухости, влажности. Каждому из четырех соков соответствует определенный «темперамент»: крови — сангвинический, слизи (флегме) — флегматический, желтой желчи — холерический, черной желчи — меланхолический.

Количественное изменение одного из приведенных веществ в организме человека приводило к болезни. Отсюда и требования к лекарственным средствам сводились к воздействию их на одну из четырех жидкостей. Гиппократ считал, что если давать кому-либо лекарство, действующее на слизь, то произойдет рвота слизью. Если давать лекарство, действующее на желчь, то произойдет рвота желчью, и т. д. При чрезмерных очищениях лекарство прежде всего выводит из организма родственную ему влагу, а затем уже за ней последуют остальные. В зависимости от преобладания той или иной жидкости в организме человека различают четыре основных типа конституции, или темперамента. При избытке крови — сангвиники; желтой желчи — холерики; слизи — флегматики; черной желчи — меланхолики. Количество жидкостей изменяется в теле в зависимости от влияния внешних условий (климата, атмосферы). Для нас огромный интерес представляет фармакотерапия, нашедшая отражение в «Сборнике Гиппократа» и являющаяся основным источником сведений о состоянии фармации в Древней Греции. Гиппократ говорил: «Лекарства и их простые свойства, если таковые описаны, ты должен удержать в памяти. Из них ты должен усвоить себе все то, что относится к лечению болезней вообще, наконец, сколько и каким образом они действуют на определенные болезни, ибо в этом начало, середина и конец познания лекарств». «Сборник Гиппократа» дает нам представление о том, что древнегреческие врачи изготовляли и применяли как простые, так и сложные лекарства. Каждый врач имел свои запасы лекарственного сырья, которые хранились в специально отведенном для этой цели помещении: кладовой, амбаре и т. д. Такие помещения по-гречески назывались apotheca — отсюда и произошло название «аптека». В этих аптеках каждый врач с помощью своих рабов готовил лекарства, отпускаемые для обслуживаемых им больных. Орудия производства тогда были весьма примитивны, однако греческая фармацевтическая техника стояла гораздо выше египетской и индийской. Так, грекам уже была известна перегонка воды с целью ее очистки. Разнообразными были способы и материалы для приготовления лекарств. В «Сборнике» имеются довольно подробные описания технологии сложных лекарств, указаны количества ингредиентов, приведены способы дозирования отдельных препаратов. По объему дозировались не только жидкие, но и сыпучие препараты. Нередко дозирование было приблизительным: «величиной в пятку оленя…, с косточку барана» и т. д. В некоторых случаях так же дозировались и ядовитые вещества: «давать пить в воде, сколько можно захватить тремя пальцами цикуты». Многие препараты, которые применялись древнегреческими врачами, одновременно являлись и вспомогательными веществами: мед, масла, соки растений, вино.

Врачи Древней Греции применяли твердые, жидкие, мягкие и газообразные лекарственные формы. В форме порошков были известны средства растительного, животного и минерального происхождения. Готовили порошки путем измельчения, просеивания и смешения компонентов. Применялись порошки главным образом наружно. В качестве присыпок на раны использовались порошки из стружек лотоса, «чешуйки меди» (меди закись), квасцы, «цвет серебра» (свинца окись), кирказон, «оскребки которого тщательно растирают». Для внутреннего и наружного употребления широко применялись лепешки — твердая дозированная форма, существовавшая потом еще долгие столетия в фармакопеях многих стран. «Взять драхму (3,24 г) сильфиона, очистить чечевичную крупу и поджаренную чечевицу, каждого половину хайникса (1 л), замесить все с медом и уксусом, и затем сделать шестьдесят лепешек, развести в полкотилии (0,125 г) черного, вяжущего, очень приятного вина и давать пить натощак». Из жидких лекарственных форм в «Сборнике Гиппократа» описано приготовление растворов, настоев, отваров, взвесей. Часто упоминаются использование супа или похлебки, содержащих ячменный отвар, и лечебный суп из крупы или муки с добавлением приправ. Жидкое лекарство для внутреннего применения «кикеон» готовили из ячменной каши, прибавляя в нее воду, вино или мед. Иногда кроме ячменной каши или муки брали тертый сыр, лук и травы. Применялся меликрат — мед, разбавленный водой, а также оксимель — мед с водой и уксусом.

Отвары из растений готовились на воде, вине, козьем молоке и применялись в виде влагалищных впрыскиваний с помощью свиного пузыря с наконечником. Взвесь для внутреннего применения состояла из серы «величиной с боб», такого же количества кардамона, руты и эфиопского тмина, которые измельчались и разбавлялись вином. Вот описание технологии приготовления настоя листьев шандры: «Полную пригоршню листьев вымачивали в течение 9 дней в четырех аттических котилиях (1 литр) питьевой воды, давали внутрь по два киата (0,08 л), разбавляя равным количеством белого вина». При изготовлении жидких лекарственных форм древнегреческие врачи-фармацевты применяли измельчение, растворение, вымачивание, настаивание, кипячение, процеживание.

Из мягких лекарственных форм в Древней Греции для наружного применения готовили мази, пластыри, суппозитории, припарки, для внутреннего — пилюли, лепешки, кашки. Припарки для лечения опухолей и воспалений состояли из сырых или вареных растений, измельченных с вином или маслом, иногда с добавлением высушенного и тонко измельченного льняного семени. В некоторые прописи включали сок чилибухи, синильника, уксус, квасцы.

При плешивости применяли припарки из тмина, редьки, голубиного помета, смеси порея, свеклы и крапивы.

В форме мазей применялись средства растительного (морской лук, чемерица черная, кора дуба, мирра, ладан), животного (желчь и печень быка, шпанские мушки и др.) и минерального (цвет меди, сандарак, белила, горчичная глина) происхождения. В качестве основ использовались мед, масла, свиное сало, сгущенные соки и сгущенные отвары растений в воде или вине. Приготовление состояло из измельчения твердых компонентов, плавления основы, перемешивания составных частей и нагревания смеси до загустевания.

В терапии гинекологических заболеваний широко применялись вагинальные суппозитории, изготовленные из средств растительного, минерального или животного происхождения в форме шарика, желудя, свечи. Иногда тампоны из шерсти пропитывали лекарственной жидкостью и использовали в качестве пессария. Для лечения болезней глаз применялись тонко измельченные присыпки, мази и другие лекарственные формы: «Когда веки изъязвляются и зудят (хронический блефарит), растолки на твердом камне небольшой осколок цвета меди, потом натри веко. Потом разотри чешуи меди насколько возможно тоньше, потом подлей туда сок незрелого винограда, пропущенный через тряпочку, старательно размешивая, потом остальной сок налей в вазу из красной меди и понемногу растирай, пока она не примет густоты кашицы. Потом, когда она высохнет, мелко истолки и употребляй». Древнегреческие врачи пользовались также разнообразными лекарственными формами, которые применялись для окуривания при различных заболеваниях, в том числе гинекологических. В качестве исходных препаратов применялись смолы, тмин и сосновая кора.

В своей практике Гиппократ особое внимание уделял лечению травами. Он старался наиболее полно сохранить природу лекарственных средств, разработал способ их хранения и упаковки, что подтверждается раскопками античных аптек. В письме Кратевасу, представителю знаменитого семейства ризотомов (собирателей трав), он просит прислать травы и растительные соки для лечения Демокрита: «Все соки, выжатые и вытекающие из растений, следует доставить в стеклянных сосудах, все листья, цветы и корни — в новых глиняных банках хорошо закрытых, чтобы под влиянием проветривания не выдохлась сила лекарств, как бы впавших в обморочное состояние». Растения Гиппократ рекомендовал применять в измельченном виде. Среди них мы встречаем белену, бузину, горчичник, гранат, зверобой, дыню, золототысячник, ирис, клещевину, крапиву, крушину, лук, мак, мандрагору, миндаль, медвежье ушко, омелу, пастушью сумку, полынь, сосну, тыкву, чилибуху, чемерицу белую и черную, чеснок, шалфей — всего около 250 растений. Из животных лекарственных средств применялся жир барана, быка, гуся, утки, а также жир рыб (около 50 наименований): камбалы, кефали, окуня речного. Гиппократ назначал банки и кровопускание. Он рекомендовал соблюдать осторожность, учитывать реакцию организма, не торопиться, не заменять быстро одно лекарство другим.

Признавая, что причины болезни находятся в прямой зависимости от окружающей среды, основу излечения больного Гиппократ видел в использовании врачом природных свойств организма. Терапия Гиппократа отражала многое из прежнего опыта медицины, он верил в целительные свойства природы («Природа — врач болезней»), поэтому врач должен придерживаться пути, начертанного природой. Значительное место в терапии Гиппократ уделял диете. Он также применял метод лечения contraria contrariis: «Переполнение врачует опорожнение, опорожнение же — переполнение, труд врачует отдых и, наоборот, покой — труд. Одним словом, противоположное есть лекарство для противоположного, ибо медицина есть прибавление и отнятие: отнятие всего того, что излишне, прибавление же недостающего. И кто это наилучше делает, тот настоящий врач».

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача, а в более широком смысле — медика, в том числе и фармацевта. Как считал Гиппократ, медику должны быть присущи трудолюбие, постоянное совершенствование в своей профессии, серьезность, приветливость, чуткость. В «Клятве Гиппократа» содержится требование заботливо и милосердно относиться к больному, не использовать знания и лекарства во вред человеку: «Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от применения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же и не вручу никакой женщине абортивного пессария». Гиппократ на многие века определил направление развития медицины. Древнегреческая фармация, используя достижения фармации Египта, Индии, Месопотамии и других стран Древнего Востока, развила эмпирическую технику приготовления лекарств. Она оказала огромное влияние на развитие лекарствоведения в Древнем Риме, Византии, в Арабских халифатах и на Руси. После Гиппократа древнегреческая медицина и фармация в целом приобретают иные черты. В области философии развиваются два противоположных течения, представленные догматиками и эмпириками. Крупнейшим представителем идеализма являлся догматик Платон (427–347 до н.э.). Он исходил из представления о первично существующих идеях. Весь реальный мир, по Платону, является слабым отражением этих идей. В своем произведении «Тимей» Платон затронул близкие к медицине вопросы. Все процессы, которые происходят в больном и здоровом организме, он истолковывает идеалистически и мистически.

По Платону, здоровье и болезни определяются потусторонним началом, божественной душой — «пневмой». Превращения этой «пнев-мы» в организме и ее влияние на различные органы и составляют содержание его патологии. Лекарства при лечении болезней не имеют никакого значения, исцелить могут только обряды, гимны и музыка. В другом своем произведении, «Законы», Платон устанавливает две системы лечения, которые противоположны друг другу. Все заботы о предупреждении болезней Платон ограничивал только сословиями правителей и имущих. Ремесленников необходимо лечить только при легких заболеваниях, в сложных же ситуациях «лучше благодетельная смерть». Рабам, по его мнению, знания недоступны и не нужны, не нужна им и настоящая медицинская помощь. Таким образом, Платон явился родоначальником реакционных течений в медицине.

Ученик Платона Аристотель (384–322 до н.э.) был самым видным ученым древности. Энциклопедист, он охватывал и разрабатывал самые различные области знания. Сын врача, Аристотель получил и медицинское образование. Это был первый по времени натуралист, поставивший научно-экспериментальную работу на небывалую до него высоту. Он вскрывал трупы различных животных, делая при этом выводы об анато мическом строении человека. Аристотель может быть по справедливости назван основателем сравнительной анатомии. Он также изучал физиологические процессы. Будучи идеалистом, Аристотель критиковал идеалистическое учение Платона и в некоторых вопросах приближался к материализму. Наиболее характерным для Аристотеля было учение о целенаправленности (телеология): «Природа ничего не делает лишнего, природа производит все ради чего-нибудь». Церковная философия эпохи феодализма впоследствии использовала это учение Аристотеля и сделала его вместе с учением Платона о предшествующих идеях одной из основ средневековой идеологии — схоластической философии, господствовавшей и в средневековой медицине.

Необходимо отметить, что Аристотеля интересовал и мир растений, но почти все его ботанические работы погибли, а продолжал это направление любимый ученик и друг Аристотеля, Теофраст из Эфеса (370–285 до н.э.). В течение многих лет он был талантливым руководителем философской школы в Афинах, продолжая дело, начатое Платоном и Аристотелем. Теофраст не только воспринял все лучшее, что было ими создано, но и сумел дополнить, развить и углубить их обширное наследство. Человек энциклопедических познаний, прекрасный писатель и блестящий оратор, Теофраст прожил долгую жизнь в непрерывном интенсивном труде. Он написал большое количество трудов по ботанике. Не упуская из виду практических задач, он явился основателем ботаники как самостоятельной научной дисциплины. Теофраст уделял внимание вопросам чисто теоретического характера: органография и морфология растений, их физиологические отправления, географическое распространение, зависимость произрастания от топографических и климатических условий, их систематика. Он первый создал классификацию растений: разделил растительный мир на деревья, кустарники, полукустарники и травы, отличал флору наземную от водной, а в воде —растения морские от пресноводных. Теофраст описал всевозможные технические приемы обработки растительных продуктов в интересах человека: как добывать древесный уголь, смолу, пряности, как пользоваться различными растениями в житейском обиходе, как действуют они на организм человека, какое значение имеют во врачебной практике. Для нас представляет значительный интерес одна из сохранившихся работ Теофраста — «Исследование о растениях». В этом труде он описал около 500 растений, произрастающих в Элладе, Египте, Аравии, Индии, на побережье Черного моря и в других странах. Заслуживает внимания описание растительности Крымского и Керченского полуострова, которые были тогда греческими колониями. Описания Теофраста настолько точны, что по ним можно безошибочно определить, какое растение имел в виду автор.

Девятая книга «Исследований о растениях» Теофраста посвящена лекарственным растениям. В ней описаны соки растений, смолы, бальзамы, ядовитые растения. Описывая применение трав (мирра, кассия, корица, кардамон, гальбан, ассафетида, стиракс, шафран, лотос, укроп и др.) при различных заболеваниях Теофаст указывал, как заготавливать некоторые из них (чемерица, пион, золототысячник). Он писал о применении алтея при кашле, мальвы — при нарывах. Теофраст знал о папоротнике как средстве, изгоняющем ленточных глистов. Он приводит интересные наблюдения о влиянии растений на свойства коровьего молока, дает рекомендации по хранению лекарственных растений. Из этого сочинения мы получаем подлинное представление о теоретической и прикладной ботанике и фармакогнозии на заре развития фармации.

Заключительный период истории Древней Греции носит название периода эллинизма (IV–I вв. до н.э.). Завоевательные походы Александра Македонского в Египет, Месопотамию, Сирию, Аравию открыли новые пути для распространения эллинской культуры. Ширилась торговля, развивались ремесла, греки массово переселялись в завоеванные края и создавали новые политические, экономические и культурные центры. Для эллинизма было характерно сочетание культур покоренных восточных стран с эллинской культурой.

Крупнейшим среди эллинистических центров была Александрия, столица эллинистического Египта, лежавшая на перекрестке важных торговых путей между африканским побережьем Средиземного моря, Южной Европой и странами Востока. В Александрии утверждается династия Птолемеев, царствовавшая в течение трехсот лет. В Александрии были созданы две знаменитые библиотеки, насчитывавшие свыше 600 тысяч свитков и пополненные при Птолемее сокровищами библиотек Аристотеля и Теофраста. Здесь был создан знаменитый Мусейон, или Храм Муз, бывший одновременно и академией, и своего рода университетом. При «Мусейоне» находилась обсерватория, зверинец, анатомический музей, ботанический сад. Сюда были приглашены виднейшие ученые из разных стран. Они пользовались большим почетом, достатком и возможностью всесторонне себя проявить. Аристарх Самосский высказал гипотезу, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Евклид обобщил планиметрию и стереометрию того времени в своем учебнике по геометрии, Герон Александрийский заметил двигательную силу пара. Географ Эратосфен Киренский высказал мысль, что Европа, Азия и Африка являются по существу островом в одном большом океане и что через Гибралтар можно плыть в Индию как на юг вокруг Африки, так и прямо на запад. Архимед Сиракузский (287–212 до н.э.) сделал ряд крупных открытий в математике и механике. С его именем связана разработка одного из первых физико-химических анализов, который после усовершенствования его арабскими учеными применяется и в настоящее время.

Архимед измерил плотность системы золото-серебро, решая задачу, заданную ему в 240 г. до н.э. сиракузским царем Гиероном Младшим. Он определил количество золота в царской короне, сравнив плотность золота и серебра с плотностью короны (сплав золота и серебра). В основу решения этой задачи Архимед положил допущение, что численное значение плотности золота должно измениться, если к нему примешать другое вещество, в данном случае более легкое — серебро. Медицина в Александрии была представлена врачом по имени Эрасистрат (ок. 300 — ок. 240 до н.э.), который проводил анатомические исследования трупов преступников по разрешению Птолемея Филадельфа. Другой знаменитый александрийский врач Герофил (родился около 300 г. до н.э.) известен тем, что широко применял самые различные лекарства при лечении болезней. Он утверждал, что нет такой болезни, против которой нельзя было бы найти лекарство. Он мечтал даже о специфическом лекарстве для каждой болезни. В поисках таких лекарств он ввел в употребление множество средств, заимствованных им из медицины Востока, вплоть до порошков из драгоценных камней. Герофил стал использовать рецепты с огромным количеством ингредиентов, положив тем самым начало применению сложных лекарств в практической терапии (он явился, таким образом, основоположником полифармации). Учение о лекарствах разрабатывалось и другими александрийскими врачами. Из них необходимо назвать Гикозия с его книгой ^Materia medica* и Андрея из Кариста автора «Ящика с лекарствами». Имеются сведения о наличии в Александрии, а также в других эллинистических государствах аптек, в которых работали врачи. Аптеки как специальный вид учреждений получили дальнейшее развитие в странах Востока позднее, в средние века.

После Эрасистрата и Герофила александрийская медицина в связи с экономическим и культурным упадком государства Птолемеев утратила свое значение. Ученик Герофила Филин Косский (310–280 до н.э.) создал врачебную школу «эмпириков», которые руководствовались положением, согласно которому врачу нет никакого дела до природы человека, до теории медицины, что цель медицины — опытным путем искать наиболее эффективные средства против болезней. Выразителем взглядов эмпиризма стал Гераклеит (1 в. до н.э.) в своих работах: «О диете», «О внутренних и наружных лекарствах», «О приготовлении и испытании лекарственных средств». В последней он излагает результаты собственных многочисленных фармакологических опытов.

К работам эмпирической школы примыкают труды некоторых современных им властителей, которые изучали яды из соображений, ничего общего с наукой не имеющих. Так, Аттал III из Перга-мона (188–133 до н.э.) культивировал ядовитые растения (белена, омега и др.) и на преступниках изучал действие их ядов с целью найти противоядия. Так же поступал Никомед из Вифинии (умер в 91 г. до н.э.). Дальше всех пошел в исследовании ядов Митридат VI Евпатор (120–63 до н.э.). Он экспериментировал не только на других, но и на себе. Митридат составил противоядие, получившее спустя несколько столетий название «Mithridaticum*. По мнению Мит-ридата, этот препарат, состоящий из 54 веществ, был действенным против всевозможных отравлений. Свой опыт царь Понта изложил в собственных заметках. Можно предположить, что это были первые работы, которые послужили в дальнейшем основой для развития токсикологической химии.

Если говорить о развитии химии в Древней Греции, то так же, как и в других странах, она представляла собой лишь собрание немногих сведений практического характера. Греки знали способы получения железа, меди, олова, серебра и золота. Латунь греки открыли, вероятно, случайно. За несколько столетий до нашей эры им была известна ртуть (жидкое серебро). Теофраст указывал на способ ее получения из киновари путем отнятия серы медью.

Греческие врачи применяли многочисленные медикаменты минерального происхождения: серу, меди сульфат, железа карбонат основной, квасцы, приготовляли мази из свинцового глета. Александрийские химики открыли нашатырь, который они добывали как природный продукт в оазисе Аммона (отсюда название — аммиак), а также получали из мочи и испражнений верблюдов и других животных. Представления Аристотеля об элементах в Древней Греции оказали влияние и на развитие химии.

Из этого учения вытекали два следствия, которые во время алхимического периода приобрели первостепенное значение. Первое — это идеи трансмутации неблагородных металлов в благородные как возможный вывод из представлений Аристотеля об элементах. Второе относится к введению пятого элемента, который в средние века получил название «quintessentia» — пятой сущности.

В Древней Греции получило распространение представление о том, что золото связано с Солнцем, серебро — с Луной, медь — с Венерой, железо — с Марсом, свинец — с Сатурном, олово — с Юпитером. Возникло обозначение металлов символами и наименованиями, отвечающими небесным светилам. Из опытов знали, что при перегонке ртути получается остаток, напоминающий серебро или золото. Отсюда делали вывод, что ртуть превращается в благородные металлы. При прибавлении к меди различных минералов мышьяка и золота (арсенолита, реальгара, аурипигмента) древние получали белые и желтые сплавы, подобные серебру и золоту. На этом основании были сделаны попытки получения благородных металлов. Таким образом, греко-египетская (александрийская) школа положила начало отысканию «философского камня».

С середины первого века до нашей эры ведущая роль в медицине и фармации древнего мира переходит к Римской империи, завоевавшей и поработившей эллинистические государства Востока. Однако культурное влияние эллинизма и особенно Александрии сказывалось во многих странах еще на протяжении многих веков.



Распечатать  Скачать версию в формате MS Word  Скачать версию в формате TXT
Рейтинг: 5 (5 из 1 голосов)
Добавить оценку: Ваша оценка 5
Создано: 17.2.2008, 19:04 PHARMAX
Изменено: 23.8.2010, 19:58 MEMORY
Go to the top of the page
 
Гость
post Сегодня, 7:00
 



Сообщений:
Регистрация: --
Пол: Не указан  (offline)





<a href="http://www.thelebron14.com/mens-nike-lebron-14-team-red-gold-p-4303.html" >mens nike lebron 14 team red gold p 4303.html</a>
<a href="http://www.hyper2017.com/nike-hyperdunk-2016-gs-c-241.html" >nike hyperdunk 2016 gs</a> nike hyperdunk 2016 gs
Go to the top of the page
 
Гость
post Сегодня, 7:04
 



Сообщений:
Регистрация: --
Пол: Не указан  (offline)





"I don't think eastern conference finals will be a long war, knight's strength is too strong. The celtics nobody with lebron, they even Owen this level of star all have no, they are really no one can stop the knight.
nike kyire shoes
Go to the top of the page
 
Гость
post Сегодня, 7:08
 



Сообщений:
Регистрация: --
Пол: Не указан  (offline)





Last year through six games, Wholesale Jerseys Online Lacy had 306 yards on 80 carries, averaging 3.8 yards an attempt. He finished with 1,139 yards for that season on 246 carries, averaging 4.6 yards.
Peyton Manning Colts Jersey
Go to the top of the page
 
Гость
post Сегодня, 7:16
 



Сообщений:
Регистрация: --
Пол: Не указан  (offline)





Owen said: "Cleveland need game."Indeed, they rested for too long.In green, and the wizards to after the tiebreak, the beginning of the knight's eastern conference finals first time has pushed the next Wednesday.
yeezy boost
Go to the top of the page
 
Гость
post Сегодня, 7:19
 



Сообщений:
Регистрация: --
Пол: Не указан  (offline)





I adore this site - its so usefull and helpfull.

Here is my homepage %anchor_text (http://www.divephotoguide.com/user/Mmroliya)
Go to the top of the page
 
Гость
post Сегодня, 7:20
 



Сообщений:
Регистрация: --
Пол: Не указан  (offline)





Carey - Owen about injury of varese, said it happened out how knight players want to play games."I was about to enter a 5 on 5 game, but after three seconds, varese is injured
curry 3 shoes
Go to the top of the page
 

Добавить запись Редактировать запись

Перейти

-------
-------
-------
-------
-------




Active Users
1198 посетителей за последние 15 минут: из них 1198 гостей, 0 пользователей, 0 скрытых пользователей
Yandex Bot, Google.com, Punto Bot
Board Stats
На форуме сообщений: 11609; В каталоге записей: 649; На сайте знаний: 6417; В фармсправочнике записей: 1580; В Латыни терминов: 4796; На сайте статей: 535;
Зарегистрировано пользователей: 6536, Модераторов: 0, Администраторов: 4
Рекорд посещаемости сайта — 5041, зафиксирован — 21.5.2018, 5:41


Русская версия
IP.Board  © 2018 IPS, Inc.